ВЫБОР БАРОНА КЕЛЬХА и ТЕАТРА «ЛЬВЁНОК»

Когда Петербург перешагнул свое десятилетие, в нем появился первый, деревянный Литейный двор. А вокруг сразу же выросло поселение рабочих, занятых производством пушек. Район, расположившийся на берегу Невы у нынешнего Литейного моста, получил название Московской стороны. Вряд ли кто-то думал тогда о том, что довольно скоро он станет одним из самых фешенебельных в Санкт-Петербурге. А одна из его улиц, Третья (по Петербургской традиции) линия, заселенная мастеровыми и мелкими служащими Берг-коллегии, превратившись в знаменитую Сергиевскую улицу, будет со временем сплошь застроена особняками высокопоставленных чиновников.

Как бы то ни было, Русская Слобода (как называли тогда Сергиевскую) была распродана под застройку довольно быстро после своего образования. Но вкладываться в стро¬ительство предприимчивые владельцы земельных участков не торопились. Вот и земля под нынешним домом № 28 по улице Чайковского, бывшей Сергиевской, в чьем только владении не побывала до конца XVIII века! От дочери купца, а впоследствии бургомистра Ивана Бротера до бывшего греческого генерального консула Кондоянаки, сын которого, напротив, стал вначале российским купцом, а затем был пожалован дворянским титулом. Именно он в 1858 году и построил наконец-то здесь двухэтажный особняк в стиле барокко.
А спустя несколько лет продал его семейству Кельх, одному из самых богатых в России. Варвара Петровна, урожденная Баранова, происходила из сибирских промышленников. Она унаследовала громадное состояние, в которое входили Ленские золотые прииски и Ленско-Витимское пароходство. Глава семьи был из немцев, осевших в Петербурге почти сразу после его основания. Первые два года супруги вообще жили раздельно: она в основном в Москве, он - в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице. Лишь в 1896 году Кельхи решают завести общий дом. Особняк на Сергиевской улице переходит в их владение, и в его судьбе наступают счастливые времена. Приглашенные хозяевами известные архитекторы Чагин и Шене полностью перестраивают здание. Именно тогда появляются эффектные внешние фасады и роскошные интерьеры, сделавшие его явлением в городской архитектуре. Высокий шатер кровли и фасад в стиле французского Ренессанса, готическая столовая и главная лестница с мраморными перилами, роскошные плафоны, камины, скульптуры и статуи, великолепный танцевальный зал. Даже сейчас, когда идешь по особняку, кажется, что вот-вот зашуршат бальные платья -и грянет бал...
Но жизнь особняка на правах любимого ребенка Кельхов продолжалась, увы, недолго. Супруги хоть и принадлежали к богатейшим семьям России, привыкли тратить больше, чем копить. Они входили в число активных клиентов Фаберже, часто заказывали у знаменитого ювелира пасхальные яйца, столовые приборы и, очевидно, не рассчитали своих возможностей. В 1905 году дом пришлось заложить, а затем и вовсе продать. Брак к тому времени распался. Варвара Петровна уехала в Париж, а судьба Александра Фердинандовича оказалась типичной для многих бывших владельцев особняков. Пытаясь приноровиться к новой жизни, он прослужил какое-то время на химическом заводе. А после революции торговал сигаретами, работал конторщиком... Бывшая жена посылала ему из Парижа деньги - очевидно, за эту связь с заграницей, Кельх в итоге и пострадал. В 1930 году его арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях.
Особняку повезло больше, хотя в чем-то он и разделил участь прежнего хозяина. Здание тоже очень активно стали приспосабливать к новой жизни. В начале революции его занял лазарет Красного Креста. В 20-е годы здесь разместилась Школа экранного искусства, преобразованная затем в институт. А в 1936 году здание занял Дзержинский райком партии, который «прожил» там более 50 лет, значительно дольше прежних хозяев. Здесь решались многие важные вопросы современности, в том числе и те, что касались судеб таких «сомнительных элементов», как Александр Фердинандович Кельх. Правда, к старым стенам новые хозяева относились бережно: все-таки новый статус особняка ко многому обязывал.
Но ничто не вечно в этом мире, даже влиятельные владельцы особняка, пришедшие в него, казалось, навсегда. В 1991 году их лишили власти и всех владений. А прекрасное здание с великолепной отделкой и мебелью, навидавшись на своем веку разного, вновь осталось без хозяев. И на сей раз простояло пустым довольно долго до конца 90-х. В 1999 году оно было передано СПБГУ.
Впрочем, у вас есть возможность воочию насладиться великолепными интерьерами особняка барона Кельха на улице Чайковского, 28. В январе 2010 года в особняке в четвёртый раз прошли традиционные Новогодние маскарады театра «Львёнок», которые до этого на протяжении шести лет проходили в Шуваловском дворце на н.р.Фонтанки, 21. После закрытия Шуваловского дворца на реставрацию, театр «Львёнок» остановил свой выбор именно на этой жемчужине Санкт-Петербурга.В 2010 году Особняк барона Кельха закрыли на реставрацию.

Создать бесплатный сайт с uCoz