C 1717 года на месте нынешнего Конногвардейского бульвара протекал канал, прорытый для соединения Старого и Нового Адмиралтейств, а также стоявших вдоль него Прядильного двора и Канатного завода. В 1842 году канал частично засыпали, а частично взяли в трубу, а на его месте устроили широкий бульвар. Еще ранее, в конце XVIII века, был упразднен Прядильный двор и Канатный завод. Освободившаяся территория была разделена на участки, которые выставили на продажу. Известно, что приблизительно в 1796-1798 годах на участке, расположенном во II-й Адмиралтейской части Санкт-Петербурга между Конногвардейским бульваром и Галерной улицей (на участке нынешнего дома №7 по Конногвардейскому бульвару), был построен каменный трехэтажный особняк с примыкающим к нему флигелем и одноэтажными службами. Архитектор, как, впрочем, и первый владелец здания, не известен. Известно лишь, что в середине XIX века весь участок, судя по архивным документам, принадлежал Н. Н. Солодовникову, который являлся одним из подрядчиков строительства Исаакиевского Собора. В 1853 году дом, имевший уже в то время №7 по Конногвардейскому бульвару, со всеми принадлежавшими к нему строениями, у купца Солодовникова купил князь Михаил Викторович Кочубей (1816-1876). Михаил Викторович не жалел денег на свое новое жилище. Для перестройки дома он нанял одного из самых модных архитекторов середины XIX века, Геральда Эрнестовича (Юлия Андреевича) Боссе (1812-1894). Это был выдающийся зодчий и живописец. Образование он получил в Дрездене и Дармштадте. С 1832 года аттестован Академией Художеств С.-Петербурга. Уже в 1842 году Боссе стал академиком архитектуры, а в 1854 - профессором архитектуры. (Следует заметить, что до конца XIX века звание профессора было выше звания академика). В Петербурге с 1848 по 1851 годы он работал архитектором в департаменте военных поселений, с 1851-го - в департаменте ГУПС и ПЗ, а с 1857 по 1862 год - в инженерном департаменте. С 1858 года Г. Э. Боссе стал архитектором Императорского двора. В этом качестве участвовал в создании ансамблей Михайловка и Знаменка под Санкт-Петербургом, в отделке интерьеров Большого Ораниенбаумского дворца, построил Покровскую церковь в Троице-Сергиевой пустыни и Малый дворец (Белый дом) в Шуваловском парке. Стал автором многочисленных проектов общественных зданий и частных домов в Риге, Гельсингфорсе, Перми, Московской губернии и Дрездене. К тому времени, как он приступил к проектным работам по дому на Конногвардейском бульваре, им было спроектировано и возведено большое количество зданий в Петербурге. Среди них и особняк брата Михаила Викторовича - Льва Викторовича Кочубея на ул. Чайковского, 30, особняк П. К. Ферзена на Галерной ул., 49, здание статс-секретариата Великого княжества Финляндского на проспекте Римского-Корсакова, 39, и многие другие. Как мы уже знаем, М. В. Кочубей получил хорошее образование, много видел, вырос среди произведений искусства, а, следовательно, разбирался в художествах. Думается поэтому - оттого, что знал, что хотел видеть в своем жилище, - он не одобрил первый проект по перестройке дома, выполненный Боссе. Исправленные зодчим чертежи были приняты 12 августа 1853 года . Планы к нему одобрены Главным управлением путей сообщения и публичных зданий 19 сентября 1853 года. Спустя три недели, 13 октября, было получено разрешение на проведение в дом воды из водоочистительного колодца, находившегося у Конногвардейского бульвара. Перестройка дома, а вслед за ней и новая отделка помещений началась сразу после разрешающих подписей, и к ноябрю 1855 года все работы уже были завершены. Дом имел два двора: небольшой внутренний, вокруг которого располагались парадные и жилые покои хозяев и служителей, и наружный, продолжавший красную линию дома по Конногвардейскому участку. Этот двор был огорожен металлической решеткой изысканного рисунка. На постаментах решетки установлены четыре бюста мавров. Зодчий создал прекрасный фасад в лучших традициях чрезвычайно модных тогда в Петербурге веяний эклектики (историзма). Окна прекрасных пропорций и форм, изысканный рисунок отделки фасада, металлическое кружево решетки и скульптуры на ней привлекали всеобщее внимание петербургской публики. Не менее замечательны были и интерьеры, исполненные в разных стилях. Боссе был исключительно изобретательным мастером по части оформления фасадов и интерьеров и замечательным рисовальщиком, что ярко проявилось и в этой его работе. Как известно, архитектора Боссе более всего из старых стилей в эпоху эклектики привлекал ренессанс. В духе раннего итальянского ренессанса с «вкраплениями» других стилевых элементов выполняет он и фасад особняка М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре. Мы видим характерные для этого стиля двойные окна бельэтажа с центральными колонками и арочными завершениями и большие широкие окна с овальным верхом во втором этаже. Все межоконные проемы обработаны рустом, плоскости стен расчленены лопатками. Парадный вход украшен козырьком. Здание завершается большим карнизом. |